Печать

Век, потерянный Россией

Портрет элиты на фоне эпох, или Об Иванах, не помнящих родства

Каюсь, приступал к чтению 800-страничного тома скорее потому, что знал прежние интересные книги Александра Вычугжанина. Уж очень давно, полтора-два века назад, жили и творили герои  новой книги «Деньги, банки, перо». («Издательский дом «Титул», Тюмень, 2015 г.).

Но чем дальше читал, тем неохотнее отрывался. Литераторы-банкиры написали о своих коллегах литераторах-банкирах, и это совместительство занятий само по себе необычно. Александр Вычугжанин – банкир в недавнем прошлом, кандидат экономических и доктор исторических наук, а Дмитрий Мизгулин и сегодня – президент,  председатель совета директоров «Ханты-Мансийского банка Открытие», академик РАЕН, но кроме того – и автор более чем двух десятков поэтических сборников, член Союза писателей России. Оба автора  более двадцати лет успешно проработали в банковской сфере, что позволило им популярно написать о сложных финансовых вопросах.

Печать

Леонид Решетников: «Нужно вернуться в Россию»

В Тюменской областной научной библиотеке им. Д. И. Менделеева состоялась творческая встреча с известными российскими историками и публицистами Петром Мультатули и Леонидом Решетниковым (г. Москва).

Гости приехали в Тюмень по приглашению Национального благотворительного фонда, членом попечительского совета которого является Сергей Сметанюк, регионального отделения фонда, Общественной палаты Тюменской области и Тюменского государственного университета.

Леонид Петрович Решетников многие годы посвятил службе во внешней разведке. Работал за границей. Последняя официальная должность – ​директор информационно-аналитического управления Службы внешней разведки РФ.

Печать

"Сибирь - сон бога"

Известный сибирский писатель Анатолий Омельчук передал в дар генеральному директору Президентской библиотеки в Санкт-Петербурге Александру Вершинину электронное издание «Книга Сибири» − 36 своих книг, уместившихся на двух дисках.

Это произошло на всероссийской видеоконференции, соединившей Санкт-Петербург–Тюмень–Москву–Чебоксары. На информационных площадках региональных филиалов Президентской библиотеки – журналисты, писатели, блогеры, эксперты, представители органов власти. В рамках видеоконференции презентована и новая книга Анатолия Омельчука «Сибирь – сон Бога».

Почти полвека Анатолий Омельчук исследует, изучает, открывает Сибирь. Однажды Валентин Распутин, с которым Омельчук близко знаком, бывал у него в гостях, написал: «Анатолий Омельчук в Сибири – человек известный: закончил первый в Сибири Томский университет, прошел Сибирь вдоль и поперек, проплыл Обь от начала и до конца, а затем Енисей, а затем Лену, прошагал Саяны и Алтай, не миновал Сахалин и Арктику и всякий раз после каждого путешествия, открывая Сибирь, издавал книги».

Двух писателей, земляков по родной земле, естественно, связывала любовь. Любовь к древней, таинственной, божественной Сибири и к людям – сибирякам. Документальная проза Анатолия Омельчука – почти четыре десятка книг: о Сибири, ее истории, ее загадках и тайнах, о судьбах людей, которых писатель Анатолий Омельчук считает современниками по человечеству. На всех выдающихся археологических памятниках писатель побывал и покорял ученых знанием истории родной земли.

Печать

Русская Новороссия: Г.А. Потемкин

Сохранились рассказы о рано проснувшемся в нем честолюбии. То он мечтал скупить все дома за Яузой и выстроить здесь преогромное здание, то говорил, что непременно хочет стать архиереем или министром. «Начну, — представлял он, — с военной службы. Ну а не так что-то, тогда уж стану командовать попами». В учебе он был прилежен, любил читать и часто просиживал за книгами ночами. Любимыми предметами его были языки, поэзия и философия. Учился Григорий в Москве, в Немецкой слободе. Родился же он в селе Чижеве, близ Смоленска. В Москву мать перевезла его в 1746 г., когда умер ее муж, отец Григория, человек грубый и невоздержанный…

В Московском университете, только что открывшемся, Григорий удостоился за успехи золотой медали и попал даже в число 12 лучших воспитанников, отправленных в Петербург для представления императрице. Пишут, что по возвращении в Москву увлекся он самостоятельным обучением и был исключен из университета «за нехождение». Может, и не в самостоятельном обучении тут было дело, а в том, что в Петербурге вдруг пришла ему мысль стать военным. Записывали в службу тогда, как это было принято, недорослями: растешь, учишься, а служба идет. Ну а раз исключили — тут уж следовало явиться в полк. «Не пойти ли теперь мне в монахи?» — просит Григорий совета у архиепископа Амвросия (впоследствии архиепископа Московского), но тот полагает, что надобно посмотреть вначале, не выйдет ли из него генерала, дает даже ему и 500 руб. на обзаведение необходимым. В Петербурге его определили ординарцем к принцу Гольштинскому. Есть предание, что во время переворота 1762 г. он примкнул к гвардейцам, вставшим на сторону Екатерины. Рассказывают, что в ту минуту, когда Екатерина, вскочив на коня, поскакала в Петергоф, Потемкин был в ее свите. Услышав, что императрица желает иметь у себя на шпаге темляк (кисть на эфесе), он стремительно подскочил к ней, сорвал свой темляк и поднес его ей.

Печать

И не собьёшься с пути...

История дружбы Серова и Мамонтова

Первый портрет

Родился Серов в 1865 году в Петербурге, в музыкальной семье. Отец, Александр Николаевич, выдающийся композитор, музыкальный критик. Мама, Валентина Семеновна, тоже композитор. Оба – единомышленники в вопросах демократического обновления искусства. В такой среде склонность ребенка к музыке, как и его дальнейшая судьба, заранее определены. Однако Валя уже в раннем возрасте ломает традицию: нотам предпочитает рисунок, обнаруживая в нем острую и живую наблюдательность. Валентина Семеновна, проявив интерес к увлечению сына, собирает его эскизы и относит на суд скульптору М. Антокольскому, старому другу семьи. Тот «забавы» младшего Серова оценивает высоко: «дарование несомненное». И советует, не мешкая, отдать его в ученики к И.Е. Репину, крупнейшему художнику той поры.

А где Илья Ефимович? В Париже! Там живет, там работает. Значит, надо ехать к нему. Захватив девятилетнего Валю, она отправляется в тогдашнюю Мекку творческой богемы. Знакомится с Репиными, заодно с Мамонтовыми – Саввой Ивановичем и его женой, Елизаветой Григорьевной. Непредвиденная встреча окажется судьбоносной в жизни Валентина Серова. А пока – первые уроки сына под руководством требовательного педагога. И весьма продуктивные: мальчик так продвинулся в своем художественном развитии, что вскоре стал «разбираться в произведениях искусства первой величины».

Легко ли быть с веком наравне? В ответе три условия: талант, культура, труд. А еще – умение художника-портретиста «схватить душу» изображаемого. Среди 250 работ, представленных на выставке, посвященной 150-летию Серова, выделялась одна, самая ранняя, – графический портрет Мамонтова. В растушевке, образующей светотени на лице Саввы Великолепного, заметно влияние репинской манеры и уже проявляющаяся самобытность ученика: естественность, поэзия и правда в обрисовке характера. Автору всего лишь 14 лет.