Печать

Московский Кремль и его судьба. Что впереди?

Московский Кремль нужно снова открыть для свободного посещения — с таким предложением в июле 2014 года выступили столичные архитекторы. Достопримечательность номер один в России должна быть доступна широкой публике — и горожанам, и туристам. Кремль -  самая крупная действующая крепость  на территории Европы. Между тем больше половины красот скрыто от глаз народа.

 С  точки зрения истории открытие Кремля справедливо:  до 1917 года он был такой же частью города, как и остальные районы. Здесь находились жилые квартиры, церкви, в одной из которых венчался писатель Лев Толстой.

Идея из Кремля   сделать музей    высказывалась еще в 1920-е годы архитектором  Щусевым. А в наше время идея преобразовать Кремль уже не просто витает в воздухе, а находит свое реальное воплощение. Данному вопросу было посвящено много статей. Разные мнения, взгляды, позиции. Сторонники и противники.

Однако особого внимания заслуживает статья «Чиновники съезжают из Кремля», опубликованная в «Новой газете». Статья,  справедливо попавшая в ТОП 10 лучших статей российской прессы в августе текущего года.

Возможно, именно этот указ президента останется в истории, когда все прочее покроется пылью забвения.

Не самый заметный и не самый комментируемый из указов Владимира Путина между тем — событие. Все девять веков, что существует крепость-резиденция русских царей, Кремль не был полузакрытым или режимным объектом, хотя на коронации и прочие события государственного масштаба простых людей внутрь допускали, но отборных, отобранных. Но во все годы советской власти стены Кремля уверенно ограждали властителей от народа, вплоть до нынешних времен. Открыть Кремль не только для ученых археологов (им такое столетиями могло только сниться), но «для москвичей и гостей столицы» — жест беспрецедентной государственной щедрости. По сути — новая постановка.

Спектакль этот — исторический эксклюзив. Размах и форма — эпические. В стране, где образованное меньшинство десятилетиями питается энергией возмущения властью, вырабатываемой в промышленных объемах, — произошло нечто беспрецедентное: власть сделала точный жест. Соединив историю, этику, культуру.

 Читать полную версию статьи