Печать

РОССИЯ ПОКА ОТСТАЕТ ОТ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В МИРЕ

В Москве в рамках Нефтегазового диалога в ИМЭМО РАН состоялся семинар, посвященный ситуации в нефтяном секторе страны. Основной докладчик, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России, бывший министр топлива и энергетики Юрий Шафраник отметил, что сейчас превалирует ориентация на решение всех сегодняшних проблем и вопросов будущего развития отрасли в рамках все того же унитарного, масштабного и однозначного подхода. Другими словами, финансируются и поддерживаются государством преимущественно геолого-поисковые и геологоразведочные работы в новых районах – в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также в шельфовой зоне; идет процесс поглощения и уничтожения малых и средних компаний, их доля уже достигла критически малой величины; региональные монополии формируют и монопольных игроков в сервисном и наукоемком секторах, что сильно осложняет развитие нефтегазового сектора в условиях нарастания нетрадиционного характера ресурсной базы. По его словам, «мы ушли от одного однообразия – ведомственности и очень скоро оказались в тисках другой его разновидности – монополизма».

 Как считает Ю.Шафраник, в настоящее время в мире происходят именно революционные структурные изменения. При этом преобладание на рынке углеводородов предложения над спросом привело к новому циклу развития энергетики, а именно завершается перебалансировка мирового энергетического рынка; реализуется «сланцевая революция» в США. Отличительная особенность процессов, происходящих в мировом нефтегазовом секторе, состоит в том, что они ведут к нарастанию степени его сложности и внутреннего многообразия. Важнейшая особенность современного этапа развития нефтегазового сектора и в России, и в мире состоит в том, что «ресурсная рента» в чистом виде становится скорее исключением и все чаще сменяется «предпринимательской рентой».

Что это означает для России. В стране, по мнению Ю.Шафраника, во-первых, необходимо создать адекватные условия для освоения колоссального ресурсного потенциала – как ранее вовлеченных в освоение и сильно выработанных месторождений, так и ресурсов тяжелой нефти и нетрадиционных залежей нефти и газа; а во-вторых, необходима более устойчивая связь развития нефтегазового сектора с развитием национальной экономики в целом и повышением научно-технического уровня смежных, обеспечивающих и связанных с нефтегазовым сектором, отраслей; в-третьих, актуальнейшую задачу повышения мировой конкурентоспособности отечественного нефтегазового комплекса представляет собой развитие малого и среднего бизнеса, особенно в нефтесервисе.

Время проектов, когда осваивались уникальные месторождения с колоссальными запасами и была возможность получать невиданный эффект от масштаба, по оценке Ю.Шафраника, ушло в историю, равно как и время высоких цен на углеводороды. Попытки ответить на вызовы современного мира, используя апробированные в прошлом подходы, могут только усугубить ситуацию. Если не учитывать фактор многообразия условий функционирования и развития нефтегазового сектора и не привести модель его функционирования в соответствие с меняющейся картиной мира (как внешнего, так и внутри самого сектора), обеспечить его поступательное развитие не удастся. Предстоит решить чрезвычайно сложную задачу – переформатировать организационную структуру нефтегазового сектора: от преимущественного доминирования крупных вертикально интегрированных компаний перейти к равноправному взаимодействию и партнерству крупных, средних и малых компаний, а также венчурных стартап-компаний.

Источник: Олег Никифоров, "НГ-Энергия"